Старинное искусство гильоше

Ручная работа часовщиков, ювелиров и граверов делает часы эксклюзивными, уникальными и действительно ценными. Мастера, работая над часами, вкладывая в них свои труд, время и фантазию доводят их до совершенства, превращая из инструментов для ориентации во времени до произведений искусства, а иногда и до шедевров. Действительно, без профессии гравера часы оставались бы обычными металлическими изделиями. Гравировальное искусство имеет собственную историю, особые технологические приемы и, конечно же, своих именитых мастеров. 


Тяжело не обратить внимания на часы, оформленные с использованием старинной французской техники (франц. “guilloche”). Благодаря этой технике циферблат часов сверкает таинственным приглушенным свечением, напоминающим сияние полной Луны. Весь секрет заключается в том, что на посеребренный, золотой или платиновый диск циферблата наносится причудливый узор из тончайших линий. Окружности, линии, штрихи орнамента удивительным образом сочетаются, пересекаясь между собой. Когда же меняется источник света или угол зрения, то витиеватый узор пробуждается к жизни, а фигуры изображения плавно перетекают одна в другую, переливаясь волшебным светом.

Интересен и тот факт, что изначально Абрахам Луи Бреге использовал технику гильоше для того, чтобы скрыть будущие царапины, которые неизбежно появятся на изделии со временем. С тех пор прошло уже около 250 лет, а прием по-прежнему применяется для всех часов марки Breguet. Не забывают о нем и часовщики таких марок как Longines, Chronoswiss ,Jaeger Le Coultre, Cartier, Kelek и многие другие.

Известно, что гильоши, то есть оттиски штампов в технике гильоше, наносятся на денежные купюры для их защиты. Подделать такой рисунок почти невозможно. В этом утонченном искусстве даже маленькая оплошность со стороны мастера сводит на нет всю его предыдущую кропотливую работу.

В основе технологии гильоше лежит гравировка сложного геометрического рисунка на циферблате, корпусе и других деталях часового механизма. Узор может состоять из комбинаций линий всех видов, которые выполняются на специально предназначенном для этого устройстве. Именно этим гильоширование и отличается от обычной гравировки. В отличие от гильоше, ручная техника собственно гравировки позволяет вырезать вензеля монограмм и разнообразные сюжетные картины.

Основными материалами для гильоше являются золото и серебро, хотя используются также перламутр и разные сплавы. Материал для работы должен быть очень твердым, поскольку толщина металла в процессе работы доводится до 0,3 -0,4 мм в случае с золотом, для серебра же – чуть больше.

При использовании гильоше циферблат часов очень медленно расчерчивается. И чем менее заметна каждая линия, тем выше качество всей работы гильошера. В итоге должен быть виден общий рисунок с его игрой света, но ни в коем случае не отдельные составные узора. В среднем плотность гильоше колеблется от трех до пяти линий на один миллиметр.

За время существования технологии традиционными стали так называемые Cotes Circulares (“круговые полоски”) и Cotes de Geneve (“женевские полоски ”).

В циферблатах Cartier применяется гильоше с поистине французским шиком. Часы Франка Мюллера ассоциируются с узнаваемым гильоше “солнце и зерно” (guilloche soleil ou grene). Glashutte назвал своим именем фирменные полоски, которые применяются и в часах A.Lange & Sohne. При отделке Reverso от Jaeger LeCoultre с гравировкой сочетаются узоры grenadier-type circular guilloche.

Гильоше блистательно смотрится не только на корпусах и циферблатах, но и на других деталях. Основанием для применения технологии могут служить платины, мосты, роторы, элементы турбийонов.

Прекрасным примером идеального воплощения гильоше служат часы лимитированной серии Opus Two Tourbillon. Эти сложные изделия с турбийоном – результат сотрудничества часовщика из женевы Антуана Прецьюзо и компании Harry Winston. Мосты шедевра отделаны гильоше в стиле rayonne (“солнечные лучи”). А через сапфировое стекло с внутренней стороны взору предстает сложнейший механизм часов с декором “женевские полоски”.

Теперь нам остается только ждать новых произведений искусства от мастеров старинной технологии гильоше.