Часы с турбийоном
Часовые мастера на протяжении многих веков стремились к тому, чтобы сделать точность производимых хронометров максимальной. Особенно остро встал вопрос прецизии, когда часы стали практически массовым продуктом и наряду с напольными появились наручные или часы на цепочке. Ведь в первом случае, за счёт стационарного положения и наличия маятника, погрешность была сведена к минимуму. А портативные часы постоянно меняли своё положение, в результате чего масса баланса имела некоторое смещение от геометрического центра, что оказывает влияние на амплитуду и, как следствие, точность хода.

Изящное решение А. Л. Бреге

Знаменитый часовщик, разумеется, не остался в стороне от этой проблемы, изобретя в 1795 г. часы с турбийоном. Механизм был запатентован 6 лет спустя и до сих пор он активно используется в самых различных хронометрах. Суть работы механизма заключается в самокомпенсации: балансовый регулятор вращается на специальной платформе (каретке) и в разных положениях он в каждой точке либо спешит, либо отстаёт. При совершении оборота позиционные погрешности практически полностью взаимно компенсируются.

Различают два вида турбийонов (по типу каретки): традиционный и парящий. Первый имеет закреплённую с двух сторон каретку, однако наличие моста (перекладины), к сожалению, немного загораживает обзор каретки. Второй вид более тонкий, но и более чувствительный к ударам, - парящий турбийон, в котором каретка закреплена лишь с одной стороны, за счёт чего можно любоваться действием филигранного механизма.

Если раньше такие часы были настоящей роскошью и стоили практически целое состояние, то теперь, благодаря развитым технологиям, стало возможным устанавливать для таких хронометров цену от тысячи долларов. Это хорошая новость для тех, кто способен оценить эстетичность сложной конструкции.